Помечтать серьезных людей попросили на форуме 100+ TechnoBuild - главном отраслевом событии, ежегодно проходящем в октябре в Екатеринбурге. Многое из того, что они проецировали в будущее, закладывается уже в сегодняшние проекты. К примеру, стало нормой, что новые квартиры оснащают системой "умный" дом, позволяющей управлять всем с помощью голосовой колонки: "открой шторы", "выключи свет", "вскипяти чайник".
- Тренд на увеличение продолжительности жизни подразумевает тесную интеграцию жилья и медицины, в некоторых городах планируют уже в 2030-2040 годах запускать поликлиники будущего. Технологии удаленной диагностики позволят врачам понять, в какое время суток у нас повышается уровень сахара в крови и не пора ли в связи с этим "отключить" холодильник или сервис доставки, - предположил руководитель ГК "Страна Девелопмент" Александр Гайдуков. - Сам формат доставки тоже трансформируется: товары будут передаваться в квартиры по воздуху - через балконы, специальные места хранения.
Новые микрорайоны проектируют по принципу "комплекса полной готовности", где есть и жилье, и торговля, и сфера услуг, и соцобъекты. Где-то добавляют еще и творческие мастерские и небольшие технопарки, чтобы на 200-300 квадратных метрах можно было выпускать потребительскую продукцию.
- От масштабов района, микрорайона хотелось бы вернуться к кварталам размером 200 на 200 метров. Это создает комфортную пешеходную среду, а пространство можно формировать очень гибко: два жилых квартала, один парковый, два жилых, один деловой, - рассуждает Евгений Мордовин, гендиректор компании "УГМК-застройщик". - Кроме того, нужно увеличивать долю объектов инфраструктуры непосредственно в кварталах, сегодня рекомендуется до пяти процентов, мы же видим 15: два-три нижних этажа должны быть заняты детсадами, фитнес-центрами, магазинами, офисами. Убираем парковки под землю, сокращаем количество личного транспорта, не забываем про масштабное озеленение.
Ландшафтный дизайн двора или крыши давно уже не диковинка для Екатеринбурга, сейчас популярность набирают "карманные" парки. Например, недавно такой появился на улице Тверитина: на полутора гектарах уложены дорожки, расставлены скамейки. Обустроен спуск к Исети, пирс и детская площадка. В центре организована фотозона, изюминка которой - старинное пианино, аллея украшена статуями. Проект реализован инвестором, который строит рядом жилкомплекс. По словам предпринимателя, все имеющиеся деревья сохранили и высадили более 4000 новых растений.
А что внутри? Каков интерьер недалекого будущего? Дизайнеры пока переосмысливают привычные всем типологии, в моде концепция "не торговый центр, не офис, не рынок", то есть пространство либо получает дополнительные функции, либо другое наполнение и развитие. Допустим, офис для кинопродюсеров могут сделать в виде квартиры с винтажными обоями. А в небольшом районном торговом центре на первом этаже разместить фуд-маркет в духе городской площади, где можно погулять, приобрести овощи-фрукты, и тут же в кафе тебе из них что-то приготовят.
Следующий тренд - эмоции плюс технологии: интерьер должен создавать впечатления, при этом быть высокотехнологичным. Когда технологии объединяются с искусством, получаются холлы многоэтажек в виде цифровых картинных галерей. Архитекторы и дизайнеры все активнее используют нейросети, пока лишь для поиска вдохновляющих примеров, но кто знает, что будет дальше?
- Сегодня интерьер не просто эстетика, но и смысл. А дом - не только квартиры, но и общественные пространства, - рассказывает Сергей Марков, партнер "Бюро А4". - Мы проводили исследование вместе с медвузом, оказалось, что сильнее всего снижает стресс не изоляция, а общение. Комьюнити-хабы или соседские центры - отличное решение. По сути, это третье место, не связанное с домом или работой, где люди могут встретиться, пообщаться когда угодно. У него есть свои завсегдатаи, но двери открыты и для случайных посетителей.
По словам архитектора, уже многие застройщики задумываются о таких хабах и даже вводят в штат должность комьюнити-менеджера. Пространство делится на зоны, которые по запросу превращаются в спортзал, коворкинг, лекторий, кинотеатр, рабочие кабинеты - чем-то можно пользоваться бесплатно, а что-то сдается в аренду.
В будущем интерьеры станут еще и мультимедийными, потому что на рынок выйдут потребители из поколения Z, родившиеся в 2000-2010 годах, и "альфы", появившиеся на свет после 2011-го. И те, и другие живут со смартфоном в руках, они привыкли к ярким, динамичным образам в соцсетях, поэтому дизайн должен привлекать внимание с первого взгляда. Одновременно быть удобным и легко меняться одной кнопкой. Если "зумер" еще может что-то перенять, повторить, то "альфы" - чистая индивидуальность.
- Интерьеры будут создаваться под каждого человека с учетом его образа жизни и психологии. "Умные" дома, автоматизация, климат-контроль и цифровые стандарты станут общепринятыми, - прогнозирует Валентина Ивлеева, руководитель "Студии 33".